Третья огласительная беседа

Сегодня мы будем говорить о Церкви и обо всем, что с ней связано. Что такое Церковь? Это не здание, не храм, это все мы - то есть общество верующих. От греческого слова «эклессия» - собрание граждан полиса. Человек, который крестится, вступает в Церковь, тоже приобретает особое, небесное гражданство. Апостол Павел так и говорил людям, которые только что крестились: «Вы теперь не чужие и не пришельцы, но сограждане святым и свои Богу».

В Новом Завете много образов Церкви: стадо послушных овец и пастырь добрый., Ноев Ковчег (вое, кто в нем, спасаются, а кто вне его - погибают), виноградная лоза -Христос, а все мы ветви. Но самый близкий к реальности образ встречаем у ап. Павла. «Церковь - это тело Христово. Христос - Глава, а все мы члены Церкви». То есть Церковь - это не формальная земная организация, а единый живой организм.

- Отсюда понятно, что не тот христианин, кто носит крестик и имеет свидетельство о крещении, а тот, кто живет в этом Теле Христовом, кто является живой его клеточкой. У каждой клеточки свои органы дыхания и питания - у каждого христианина своя молитва, свои отношения с Богом. Но каждая клеточка входит в состав каких-то органов, так и христианин живет в обществе верующих.

- Отсюда вытекает наше отношение друг к другу: «не может рука сказать ноге ты мне не надобна или глаз сказать уху: ты мне не нужен». Все мы в Церкви очень разные, но все мы друг без друга - ничто. Есть такая хорошая пословица «В ад идут по одиночке, а в рай - только все вместе».

- Отсюда мы понимаем, что мы все друг на друга влияем: грешник соблазняет всех окружающих, как больная клеточка заражает здоровые, а праведник наоборот освящает и оздоравливает все вокруг себя. Как говорил наш русский святой преподобный Серафим Саровский, «стяжи дух мирен и тысячи вокруг тебя спасутся».

Но вот вопрос. Что дает жизнь и питание всем органам в нашем теле? Кровеносная система. В Церкви тоже есть своя кровеносная система. Это таинство Причастия.

Таинство причастия - самое главное таинство Православной Церкви. В первый раз апостолы причастились на Тайной Вечере в Иерусалиме. Происходило это накануне еврейской Пасхи. Христос уже знал, что Ему предстоят страдания и смерть, и устроил для учеников прощальный ужин. После ужина Он взял хлеб, разломил его, раздал ученикам и сказал: «Возьмите, ешьте, это Тело Мое, которое будет ломимо за вас во оставление грехов», а потом дал чашу с вином и сказал: «Пейте из нее все, это Кровь Моя Нового Завета, за вас и за многих изливаемая во оставление грехов». И в конце прибавил: «Сие творите в Мое воспоминание».

И с тех пор в наших храмах каждый день совершается это таинство, это чудо. Мы берем обычные земные продукты, плоды нашего труда — хлеб и вино — и приносим их Богу в бескровную жертву. И по молитвам всей Церкви на литургии (по- гречески «общее дело») совершается чудо: Дух Святой сходит на эти дары, и хлеб становится Телом Христовым, а вино - Кровью Христовой. И каждый, кто вкушает Святые Дары, все равно что присутствует на Тайной Вечере и причащается, т.е. имеет часть со Христом, соединятся с Ним. Мы принимаем в себя Его чистую, незапятнанную грехом, воскресшую, преображенную, способную жить в вечности человеческую природу. Ничто не может нас больше соединить со Христом, чем причастие.

И, конечно же, к такой встрече со Христом, нужно достойно подготовиться. Поэтому перед причастием обязательно положена исповедь, чтобы Христос входил в чистое сердце и еще по обычаю нашей Церкви перед причастием мы соблюдаем пост хотя бы 3 дня. Пост бывает физический — т.е. мы воздерживаемся от вкушения животной пищи и от супружеской близости, если это возможно со стороны супруга, а бывает пост духовный - воздержание от лишних развлечений и пустых занятий, которые расслабляют нас духовно. В эти дни надо постараться больше читать Евангелие, духовные книги, больше молиться и внимательно подготовиться к исповеди. Вечером третьего дня нужно быть на вечерней службе, исповедоваться и прочитать специальные молитвы ко причастию. А утром придти в храм натощак, помолиться на литургии и причаститься.

Причащаться нужно постоянно. Мы же знаем, что сердце не один раз за всю жизнь стукнуло, разлило жизненные силы по организму и остановилось. Нет, все время стучит. И мы постоянно нуждаемся в покаянии, очищении. Так что обычный ритм духовной жизни это исповедь-причастие, исповедь-причастие. Без этого нельзя. Можно хоть как молиться, Евангелие читать, можно богословом великим стать, но без исповеди и причастия все это бесполезно.

А теперь вернемся к Церкви. Теперь понятно, что мы, которые причащаемся одного Тела и одной Крови, становимся едиными не только со Христом, но и друг с другом - мы единокровные братья и сестры.

Итак, в Символе веры указаны 4 свойства истинной Церкви - единая, святая, соборная и апостольская. Единая - значит, во-первых, единственная в своем роде. Действительно, Христос один, и если Церковь - Тело Христово, то она тоже одна. Поэтому различные религиозные организации, именующие себя «церквями», не имеют морального права на это название. А во-вторых, церковь едина в самой себе. Существует множество поместных (т.е. независимых по управлению) православных церквей — Русская, Сербская, Иерусалимская, Греческая и т.д. Но в духовном смысле это одна Церковь, потому что я могу, например, поехать в Грецию, зайти там в храм и причаститься. Единство Церкви определяется единством причастия. И историческое единство: в Церковь входят все православные, которые когда-либо жили на земле и даже те, кто жили до Христа — все пророки, святые, Божия Матерь и даже ангелы - все составляют единый живой организм. Поэтому мы молимся за своих усопших - ведь умирая, они не уходят из Церкви. И поэтому мы обращаемся к святым за молитвенной помощью - они ведь нам не чужие, они нам «сограждане».

Почему Церковь называют святой? Ведь состоит она из нас, грешных людей? Но слово «святой» - не значит «безгрешный». Святой — значит отделенный и освященный от Бога. Мы отделяемся от остального мира (не случайно антонимы «мирской»-«церковный») и освящаемся нашим Главой. Поэтому в Церковь не может войти ничего нечистое, и если человек грешит и не кается, то он невидимо отпадает от Церкви. Не случайно в молитве перед исповедью священник говорит: «Господи, прими их и соедини их святой Твоей, соборной и апостольской Церкви».

Почему Церковь называют соборной? Соборность - это единство во множественности. У нас нет единоличной власти, как у католиков: папа сказал - и это не обсуждается. Нет, у нас все решается соборно. Даже выражение такое есть - «соборный разум». Мы знаем, что когда верующие собираются вместе, молятся, то истина открывается именно соборному разуму. На Вселенских соборах были утверждены все основные догматы и этот Символ веры.

Почему Церковь называют апостольской? Здесь несколько моментов. Во-первых, она основана апостолами, именно благодаря их проповеди она преумножалась. Во-вторых, наше священство имеет так называемое «апостольское преемство». Христос дал Своим апостолам особую власть и особую благодать - благодать священства, власть совершать таинства и быть пастырями для верующего народа. «Кому простите грехи, тому простятся, на ком оставите, на том останутся» - говорил Он им. И апостолы могли передавать этот дар через возложение рук другим достойным этого христианам. Те становились епископами и в свою очередь с молитвой возлагали руки на других. И вот так по цепочке рукоположений священство дошло и до наших дней. То есть наши священники не сами присвоили себе эту власть, а она им дана от Самого Христа. И в-третьих, апостольской Церковь называют потому, что она до сих пор призвана продолжать апостольскую миссию - проповедовать Христа тем людям, которые еще не знают о Нем. «Идите и научите все народы, крестя их во Им Отца и Сына и Свято Духа» -заповедовал Христос не только апостолам, но и всем нам. Это, конечно, не значит, что мы должны как протестанты приставать к людям на улице. Но в первую очередь мы должны проповедовать жизнью — жить так, чтобы люди захотели быть христианами. Ведь Христос как говорит Христос: «По тому узнают все, что вы мои ученики, если будете иметь любовь между собою».

Далее в Символе веры говорится о таинстве крещения. Это первое таинство, которое открывает дверь ко всем остальным. Главное действие этого таинства — погружение в воду, (по-гречески «баптизо»). Вода - это очень древний символ очищения. Погружение в воду — символ смерти, восстание из воды — символ воскресения. Прежде чем крещаемый будет погружен, его обязательно спрашивают: «сочетаешься ли ты Христу?» и если он говорит «да» и «верую Ему как Царю и Богу», то он уже вместе со Христом умирает и воскресает и через это обретают новое рождение - рождение свыше, рождение в вечную жизнь. Человек выходит из купели абсолютно чистым, как младенец. Все грехи, которые он сделал до этого, омываются с его души. К тому же он приобретает небесного покровителя- святого, в честь которого получает имя.

В православной традиции после таинства крещения сразу следует еще одно таинство - Миропомазание.

Мы знаем, что Церковь, как и любой живой организм, имеет день рождения. Произошло это в день Пятидесятницы, т.е. через 50 дней после воскресения Христова. Когда Христос вознесся на небеса, Он заповедовал апостолом не разлучаться, оставаться в Иерусалиме и ожидать сошествия Святого Духа. И вот когда они собрались на общую молитву в той самой Сионской горнице, где происходила Тайная вечеря, вдруг услышали бурное дыхание ветра и увидели над каждым из них язык пламени. Так в виде огненных языков сошел на них Дух Святой, объединил их в духовное единство - Церковь и дал им великие духовные дары. Когда апостол Петр после этого вышел на проповедь, то такая сила была у его проповеди, что в тот день три тысячи человек крестилось. И это тот Петр, который только недавно отрекался от Христа из страха быть арестованным. Такую силу дал Дух Святой.

Сначала эти дары Духа апостолы передавали другим людям после крещения тоже через возложение рук, а потом благословили особое масло - миро, через помазание, которым стало совершаться это таинство. Теперь, когда священник мажет миром человека со словами «печать дара Духа Святого. Аминь», на человека невидимым образом сходит Дух Святой и дает дары духовные — дар молитвы, покаяния, прощения, любви, разумения Священного Писания и т.д. Но эти дары не даются насильно. Они сеются как семена в землю, и от самого человека зависит, как он будет ухаживать за этими дарами. Будет ли он рыхлить, поливать, т.е. трудиться над этими дарами или на следующий день забудет, что он крещен и миропомазан.

Престольная икона

Успе́ние Пресвято́й Богоро́дицы
Успе́ние Пресвято́й Богоро́дицы

Икона текущего дня

Икона следующего дня